Один из видов угольной арфы. Инструмент имеет 12 (иногда 10) струн, натянутых наклонно под острым углом к деке. Играют на нем, держа его на коленях так, чтобы басовые струны были обращены к исполнителю. Это аккомпанирующий инструмент, в прошлом на нем играли только мужчины.
смотреть видео
Дыууадæстæнон фæндыр, по праву, занимает особое место в культуре осетинского народа и относится к числу самых древних национальных музыкальных инструментов.
Традиционный дыууадæстæнон-фæндыр – разновидность угольной арфы с 12 струнами, которые чаще всего изготавливали из конского волоса. Струны натягиваются диагонально корпусу. Еще недавно инструмент, наряду с хъисын-фæндыром, был распространён достаточно широко, но в настоящее время он уже выходит из обихода.
Засвидетельствованный в Нартовском эпосе дыууадæстæнон фæндыр у осетин бытует с незапамятных времен. Традиционно он прочно связан с одной из наиболее излюбленных форм музыкально-поэтического творчества – исполнением Нартовских сказаний. Являясь инструментом многотоновым, он во многом определил дальнейшие вехи развития архитектоники осетинской музыкальной культуры в целом, развития и утверждения в ней национально-специфических законов голосоведения, гетерофонии, а также мелодического и гармонистического мышления народа. Вместе с тем исторические факты говорят о том, что до-кавказская история предков осетин в той или иной степени интенсивно соприкасалась с древними цивилизациями, о чем свидетельствует название «pantur» - «фæндыр», привнесенное из древнего переднеазиатского очага культуры. Как важный факт, следует отметить и то, что что ни у одного из тех народов Кавказа, которым известны нарты, традиционные музыкальные инструменты их или никак не связаны с нартами, или же они имеют лишь случайное отношение к ним, в то время как для «Музыкальной нартиады» осетин непременным условием является передача сказаний исключительно в сопровождении или хъисын-фæндыра или дыууадæстæнон фæндыра.